Навигатор

22:ноя '10

Проблемы стройкомплекса отразились на бизнесе геодезистов

Замораживание строек в 2008—2009 годах серь­езно отразилось на бизнесе компаний, занимающихся проектными изысканиями. В част­ности из-за падения спроса стоимость геодезических услуг в пик кризиса упала в два раза. К настоящему времени, несмотря на восстановление стройотрасли, стоимость услуг геодезистов не увеличилась, так как на рынок возвращаются компании, приостановившие деятельность в разгар кризиса. Кроме того, серьезную конкуренцию местным игрокам составляют компании из регионов с более низкими расходами на оплату персонала.

Геодезические изыскания проводятся на начальном этапе проектирования любого объекта. Заказчиками таких услуг в основном являются государственные структуры, муниципалитеты, проектировочные институты, частные лица и строительные компании. Работы выполняют как специализированные компании, предоставляющие услуги по геодезическим изысканиям, так и специалисты по геодезии, находящиеся в штате проектных организаций. В Петербурге, по данным отдела геолого-геодезической службы городского комитета по градостроительству и архитектуре, сейчас насчитывается около 190 изыскательских организаций. Допуски на конкретные виды топогеодезиче­ских работ выдают саморегулируемые организации (СРО). В Петербурге работает четыре СРО, в целом по России их 29. Допуски получают члены СРО, обладающие определенным числом профильных специалистов и приборами для проведения исследований. Оборудование для классических геодезических работ стоит порядка 10 тыс. долл., и, как правило, расходы на его приобретение можно окупить за сезон.

Кризис изменил расклад на рынке геодезиче­ских услуг. «Если до 2008 года стоимость топогра­фических работ масштаба 1:500 составляла 40—50 тыс. руб. за гектар в зависимости от сложности застройки, наличия подземных коммуникаций и пр., то сейчас она снизилась вдвое», — говорит заместитель генерального директора «Росгеопро­екта» Иван Нестеров. По его оценкам, из-за нынешнего уровня цен рентабельность бизнеса не превышает 5—10%, при том что до кризиса эта планка была существенно выше. С ним соглашается технический директор компании ООО «НПП «Бента» Виталий Виноградов. «Рынок наших услуг упал примерно на 70%. Заказчики остались те же, доля госзаказчиков и частных компаний также осталась на прежнем уровне — где-то пополам, так было и до кризиса, однако уровень оплаты труда снизился», — говорит он.

В последнее время на этом рынке серьезно обострилась конкуренция, отмечает г-н Нестеров. Дело в том, что входные барьеры для доступа на рынок практически отсутствуют: «Если будет заказчик, который будет обеспечивать вас определенным объемом работ, то можно начинать работу практически с нуля». В структуре затрат геодезических компаний 80% приходится на заработную плату персонала. Поэтому в выигрыше оказываются те компании, где у сотрудников меньшие зарплатные ожидания. Кроме того, многие фирмы работают по сдельной системе оплаты труда, привлекая персонал только под выполнение заказов.

Конкурентным преимуществом геодезических компаний, по мнению участников рынка, является внутренний запас финансовых средств, обеспечивающий возможность реализовать любой проект без авансирования, то есть производить длительные работы с оплатой только после их завершения. Кроме того, компании могут расширить комплекс услуг и попеременно дотировать разные отделы, не имеющие заказов в данный момент. Эти меры позволят сохранить персонал для качественного выполнения работ в любой момент.

Меньше всего кризисная ситуация отразилась на компаниях, работающих на крупных проектах «Газпрома» и «Транснефти». На сегодняшний день в России существует отдельное СРО нефтегазового комплекса, куда входит несколько десятков компаний. «Благодаря тому что за 20 лет работы мы наработали себе имя, у нас есть постоянные клиенты, которые обеспечивают нас заказами и сейчас», — говорит коммерческий директор одной из этих компаний — ЗАО «ЛИМБ» — Виктор Павлов. Не заметили кризиса также компании, работающие по договорам с Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии на создание системы федерального и региональных банков геодезической информации или на обновление топографических планов местности. «Рост рынка начнется только после того, как улучшится положение строительных компаний», — прогнозирует Иван Нестеров.


Читать на сайте РБК